Пн-вс: 10:00—20:00 и до последнего клиента
whatsapp telegram vkontakte email

Геннадий Бортников – биография, фото, личная жизнь, фильмография, причина смерти

Актер Геннадий Бортников — коренной москвич, родился он в столице, впоследствии окончил студию МХАТ, работал в труппе театра Моссовета. Длительное время Бортников выступал как ведущий и востребованный актер театральной сцены. Наиболее значимые роли: Раскольников в «Петербуржских сновидениях», Смердяков («Братья Карамазовы»), главная и блистательная роль в спектакле под названием «Глазами клоуна». В кино Бортников Геннадий Леонидович впервые снялся в 1961 году (фильм с определенным посылом «Взрослые дети»), самая значимая работа — роль главного героя в картине «Взорванный ад».

Актер увлекался искусством живописи, в качестве костюмерного автора и художника оформил ряд спектаклей, никогда не был женат. Обширный инфаркт стал причиной смерти артиста 24 марта 2007 г. Артист похоронен на известном Введенском кладбище.

image

Детские годы

Первого апреля 1939 года в московской семье военного пилота и домохозяйки родился сын. Папа ребенка постоянно находился в разъездах, а мама умерла, когда мальчик только пошел в школу. Воспитывался Геннадий Бортников бабушкой. Его дед служил на Балтийском флоте, был приговорен к расстрелу как один из зачинщиков бунта на военном корабле «Память Азова» (еще в 1906 г.).

Путь в актерскую среду у Геннадия был непростым и длительным. Пока одноклассники писали диктанты, юный Бортников воспроизводил в тетрадках сатирические шаржи на учеников и учителей, даже поступил в училище художественного искусства, но страсть к театру пересилила трепетное отношение к изобразительному искусству. После семи классов образования он подал документы в техникум машиностроительного направления, но уже через несколько месяцев бросил учебу и начал трудовую деятельность на ГПЗ-1 в качестве помощника слесаря-инструментальщика. Большую часть свободного времени парень уделял искусству, в частности живописи. Приняв решение связать дальнейшее существование только с искусством, из художественной школы Геннадий Бортников ушел, увлекшись максимально театральной деятельностью.

Детство и юность

Геннадий Леонидович Бортников, по национальности русский, родился 1 апреля 1939 года в Москве в семье военного. Его отец служил летчиком и слыл строгим и авторитарным человеком. Мать умерла, когда Гене было всего 7 лет.

image Актер Геннадий Бортников

В детстве будущий актер очень любил рисовать и во время уроков делал шаржи на учителей, развлекая одноклассников и раздражая педагогов. Он также серьезно интересовался театром и охотно брался за роли в школьных спектаклях.

Гена собирался посвятить жизнь искусству, но такого выбора категорически не одобрил отец, мечтавший видеть сына военным или инженером. После окончания семилетки Геннадий по его настоянию поступил в машиностроительный техникум, но бросил, проучившись всего год, и подал документы в художественное училище.

image Геннадий Бортников в молодости

В семье разразился скандал, и юноша сбежал из дома, причем не к друзьям, а в монастырь, точнее, в Троице-Сергиеву лавру. Там Бортников успел изучить религиозные традиции и попробовать себя в иконописи (позже он даже зарабатывал этим ремеслом). Вернувшись домой, Геннадий отстоял себе право выбора жизненного пути и поступил в Школу-студию МХАТ.

Знакомство с театром

Свое восхождение по карьерной лестнице в театре начинающий актер осваивать стал с драматического кружка, в котором он работал художником. Затем он записался в молодежную театральную студию, окончил досрочно школу-вечерку и поступил на отделение при МХАТе. Геннадий Леонидович учился у гениальных педагогов и руководителей (режиссеров Тарасовой А. К. и Кедрова М. Н.). Дипломной работой для начинающего актера стала пьеса «Три сестры», где он блистательно влился в образ Тузенбаха. Успешно завершив учебу во МХАТе (1962 год), Бортников Геннадий Леонидович попал в труппу Театра имени Моссовета. К его первым спектаклям относятся роли в пьесах «Затейник» и «В дороге». За последнюю работу актер был отмечен критиками и публикой с присуждением премии (Париж, 1966 год). Специалисты и простые зрители по достоинству оценили его талант и яркие индивидуальные черты.

Фаина Раневская

image

Фанни Гиршевна Фельдман родилась в Таганроге в зажиточной еврейской семье. Получила домашнее образование, которое включало в себя занятия музыкой, иностранными языками, пением. К театру приобщилась в четырнадцать лет, когда записалась в частную театральную студию. Затем уехала в Москву, где познакомилась с Цветаевой, Мандельштамом, Качаловым, Маяковским. Затем работала во многих театрах страны (Керченском, Крымском, Архангельском, Моссовета и т. д.). Признана лучшей актрисой вторых ролей, имела множество правительственных наград. К нетрадиционной ориентации относилась с традиционным юмором. Она говорила, что гомосексуализм и лесбиянство не являются извращением. Извращение — это балет на льду и хоккей на траве.

Анна Калашникова рассказала, что они с Иваном Семеновым задумались о детях

Туристка рассказала о посещении нового подводного ресторана на Мальдивах

Литературная подписка, мастер-класс: 10 бюджетных подарков для Водолея на 14.02

Театральная жизнь

Геннадий Бортников, творчество которого началось в театре им. Моссовета, играл в нем практически до последнего вздоха. Среди работ, которые запомнились зрителям и критикам, можно отметить такие спектакли:

  • Эпичная работа «Глазами клоуна» (Ганс Шнир).
  • Раскольников в «Петербуржских сновидениях».
  • Роль Дульчина в постановке «Последняя жертва».
  • Крепп в «Последней ленте Креппа»;
  • «Царствие земное» (Лот).
  • Смердяков в незабвенных «Братьях Карамазовых».
  • Оригинальная пьеса «Венецианский купец» (Антонио).
  • Кин («Гений и беспутство») и многие другие.

Бортников Геннадий Леонидович работал в разных театрах. Например, в «Сфере» он участвовал в создании постановок: «Коллекция» по Г. Пинтеру, «Случай в зоопарке», а также «Смерть Бесси Смит» — в качестве режиссера и исполнителя главных ролей. Последние спектакли актера поставлены в его любимом театре («Муж, жена и любовник», «Прихоти любви»).

image

Друг Геннадия Бортникова: Он чувствовал себя бездомным и покинутым

24 марта исполняется 10 лет со дня смерти народного артиста СССР Геннадия Бортникова, решил напомнить Sobesednik.ru.

Он известен по таким киноработам, как «Взорванный ад», «Алло, Варшава!», «Следствие ведут знатоки. Мафия». Девушки всего Союза были влюблены в высокого, статного, обаятельного красавца с бархатным голосом и буквально заваливали артиста письмамис признаниями в любви, не давая прохода после спектаклей.

Soobesednik.ru пообщался с его другом – 81-летним Евгением Ковалевым – и узнали, почему Бортникову не везло в кино, из-за чего он так и не женился и что его гложило до последних дней.

– Мы познакомились с Геной в 1963 году, – начинает рассказ Евгений Ковалев. – Я был воодушевлен его фильмом «Взорванный ад», где он сыграл главную роль (Николай Варежков). Признаюсь, что долго боялся к нему подойти после спектакля. Помню, что, когда все же решился, у меня сильно билось сердце, над губой от волнения аж выступила испарина. Он выходил после спектакля, и я его словил прямо у дверей, чтобы девчонки не разорвали. Что-то промямлил ему, Гена улыбнулся: «Спасибо… Как будто давно тебя знаю». Эта фраза меня немного испугала и насторожила. Потом долго думал, за что он все-таки меня отблагодарил. Наверно, я его тогда спас от фанаток, которые рвались увидеть своего кумира. Ему мешками приходили письма с признаниями в любви.

– Он был очень ранимым, – продолжает Ковалев. – Гена был неравнодушен к брошенным животным. Если видел, например, что котенок или щенок оставлен на произвол судьбы, то обязательно их подкармливал. Он говорил: «Иногда животные намного добрее людей». Возможно, он и себя чувствовал таким же бездомным и покинутым всеми, но никогда этого не показывал. Ведь он практически рос сам по себе, был обделен родительской любовью. Отец мало им занимался, так как постоянно летал (был летчиком. – Авт.), а мамы не стало, когда ему было 6 лет.

Геннадий Бортников окончил семь классов, затем поступил в машиностроительный техникум и около года проработал слесарем.

– Многие даже и подумать не могли, что обычный рабочий может заниматься живописью. Гена с легкостью поступил в художественное училище и параллельно работал художником в драматическом кружке. Его закружила творческая атмосфера, и он стал воплощать свои идеи не только на холсте, но и на сцене. Как и любой художник, он сначала немного смущался, когда оказывался в центре внимания. Потом ему это понравилось, сцена была его наркотиком. Он ушел из училища, закончил вечернюю школу, чтобы получить аттестат, и поступил в Школу-студию МХАТ. Сразу же после ее окончания его пригласил в Театр им. Моссовета Юрий Завадский (педагог и режиссер. – Авт.). Гена был ему благодарен до последних дней, ведь именно Завадский разглядел в нем его природную сущность. Репертуар театра стал строиться исключительно под Бортникова.

Спектакль «В дороге» по пьесе Виктора Розова, где Геннадий сыграл Володю, стал для актера судьбоносным. Бортников приглянулся одному французскому продюсеру, который был поражен игрой артиста, и пригласил его на фестиваль во Францию с этим спектаклем.

– Конечно, под действием всеобщей эйфории Гена поехал за границу. Французская публика была без ума от него. Ему даже предлагали создать собственный театр, обещали хорошие условия, но он не согласился. Во-первых, он был верен своей стране, во-вторых, он боялся, что навсегда останется у французских зрителей на устах как иммигрант. Также он не знал язык, да и менталитет все-таки тоже имел значение. Он и у себя на родине был достаточно востребован, и у него было много планов. Понимаете, он жил только творчеством. Ему ничего не нужно было, страшно признать, но даже он сам отрекся от себя. Говорил, что им правит только творчество.

Геннадий Леонидович дебютировал в кино в 1961 году в фильме «Взрослые дети», где в эпизоде сыграл влюбленного парня. Спустя пять лет на экраны вышла картина Ивана Лукинского «Взорванный ад» (художественный фильм о войне по пьесе Афанасия Салынского «Камешки на ладони». – Авт.), после которой его узнала вся страна.

«Он сыграл в 25 фильмах, хотя мог бы и больше. Он очень переживал…» / Global Look Press

Сам Бортников в одной телепередаче признался: «В кино мне не очень везло. Для кинорежиссеров я был романтическим героем и остался им. Время шло, многое изменилось, нужен был социальный герой, поэтому мой оказался невостребованным».

– Он сыграл в 25 фильмах, хотя мог бы и больше. Он очень переживал. Гена больше был театральным артистом, – говорит Ковалев. – Когда находился с ним в одном зале, то физически ощущал его энергетику. Невозможно было оторвать глаз от его движений. Ведь он так плавно и легко передвигался, буквально парил. Таких, как Гена, или похожих на него актеров я больше не встречал, а сейчас уже тем более не встречу.

В 1997 году не стало наставника и, если можно так сказать, второго отца Бортникова – Юрия Завадского.

– Гена очень тяжело пережил его кончину. Было страшно смотреть в его пустые и безжизненные глаза. Как будто он внутренне умер… Ведь все театральные идеи тоже канули в бездну. Он мечтал сыграть Гамлета, уже репетировал с Завадским. Гена никогда не показывал своих слез. Правда, один раз я ему позвонил, он взял трубку, а там, слышу, его рев. Потом через секунду он резко успокаивается и начинает говорить нормальным голосом. И так, наверное, каждый вечер, пока его боль от утраты не прошла.

Быт был ненавистен и чужд Бортникову. Все домашние проблемы его не интересовали. Как-то он сказал: «Какая разница, где настигнет смерть – в роскошном дворце или в однокомнатной квартире? Все перед ней равны». Он никогда не гнался за деньгами. Главное, чтобы хватало на еду. Да он особо-то и не ел. Несмотря на это, у него всегда были силы.

Геннадий Леонидович был настолько погружен в творчество, что не создал собственной семьи. О чем, сам признаваясь во многих передачах, не жалел.

– Гена был очень скрытным и скупым на какие-то откровения. Правда, иногда все-таки открывался. Если его спрашивали о женщинах, то он спокойно говорил на эти темы, как будто это и не его вовсе спрашивают. Было видно, что таким образом он пытался скрыть свою боль. Ведь он ничуть не был обделен женским вниманием. Он просто никому не верил, боялся, что его мир кто-то разобьет или что его предадут. Даже тех, кто проявлял к нему искренний интерес, он не впускал в свою душу. Он думал, что его будут любить за то, что он звезда, а не за то, что он просто есть. Была одна девушка, которая в нем души не чаяла, и он даже на миг растаял. Но на следующий день решил не заниматься самообманом и разорвал зарождающиеся отношения.

С возрастом Бортникова все реже и реже можно было увидеть на сцене. Многие недоумевали, в чем причина столь резкого исчезновения.

– То, что Гене не предлагали роли – неправда. Его звали в различные театры, но только на роли уже не принцев и молодых героев, а отцов и дедушек. Конечно, ему было психологически сложно перейти из одного возрастного амплуа в другое. Душой он был вечно молод. И это страшно, когда человек в 50 лет пытается быть молодым. Когда ему предлагали возрастные роли, то возмущался, что не знает, как сыграть мужчину в возрасте. Он их называл стариками, хотя самому уже было под 60. Однажды он обмолвился: «Смотрю в зеркало и не понимаю, кто в нем? Где я-то? Хотя стою напротив зеркала я».

Искренне завидую Гене, потому что он не чувствовал одиночество так остро, как я. Он привык быть один, свое второе «я» выражал в творчестве, писал стихи, рисовал, говорил: «Мы приходим в мир одни и уходим одни».

Актер никогда не жаловался на здоровье. 8 апреля 2007 года он должен был выйти на сцену в спектакле, который сам поставил, но в ночь на 21 марта был госпитализирован с обширным инфарктом.

– Потом ему стало легче, даже перевели в палату. Он старался всех приободрить, улыбался… Но спустя 3 дня его не стало на 68-м году жизни. Я даже не мог прийти с ним попрощаться. До сих пор не верю, что его нет. Надеюсь, на небесах он тоже занимается любимым делом.

Работы в кино

Первая киноработа актера – это комедия «Взрослые дети», которая вышла на экраны в начале 60-х. Следом был фильм «Черемушки» Г. Раппопорта. В этом жанре искусства артист участвовал относительно редко. Театр – вот чему отдавал львиную долю сил Геннадий Бортников. Фильмы с его участием, которые наиболее известны широкой зрительской аудитории:

  • Главная роль в приключенческой картине «Взорванный ад» (1967);
  • Детективная история «Братья Рико»;
  • Многосерийная эпопея «Следствие ведут знатоки».

Остальная фильмография актера:

  • 1965 год — «Наш дом», «Новогодний календарь»;
  • С 1971 по 1978-й — «Горя бояться – счастья не видать», «Вечерний свет», «Кентавры», «Алло, Варшава»;
  • 1980-1989 гг. — «Двадцатое декабря», «Было у отца три сына», «Волшебные колокольчики», «Веселый трамвай»;
  • 1990-1993-й годы — «Квартира», «Лифт для промежуточного человека», «Урод», «Безумной страстью ты ко мне пылаешь».

Радио

Театральная деятельность и кино – это не все виды деятельности творческого человека. Геннадий Бортников, работы на радио которого представлены в основном аудиоспектаклями, и в этой сфере имеет несколько прекрасных достижений.

Среди его известных творений:

  • Радиопостановка по роману Ж. Сименона «Мегрэ и строптивые свидетели».
  • Спектакли по рассказам Бунина и Грина («Речка», «Талант»).
  • Аудиотворение по гениальному произведению Гете «Фауст».
  • Постановка на стихи Вознесенского «Автомат».

Кроме того, актер пробовал свои силы и на телевидении. Он участвовал в телеспектаклях «Маленькая королева и другие», «Веселый трамвай».

image

Геннадий Бортников и его женщины

Актер стал служить в Театре Моссовета в очень молодом возрасте, застал таких грандов, как Марецкая, Плятт, Орлова. При этом он почти сразу стал любимцем зрителей и режиссеров. Ему доверяли главные роли в своих постановках такие именитые мэтры, как Ю. Завадский, Ирина Анисимова-Вульф. Сумасшедшую славу Бортникову принес спектакль «Глазами клоуна». Поклонницы артиста не давали ему прохода и целыми отрядами стояли у театрального входа в надежде получить автограф или передать любовную записку.

По поводу этой постановки коллега Геннадия Леонидовича по цеху Татьяна Бестаева сказала, что разрешение на театрализацию по произведению Белля Бортников выпросил лично. Это случилось после того, как он прочитал одноименный роман («Глазами клоуна»), который просто его очаровал.

Автор произведения, на то время уже признанный классик литературы, проживал в ФРГ, и с авторским правом возникли проблемы. Тем не менее на письмо, посланное артистом практически наугад, писатель ответил и дал добро на постановку. Более того, он позже лично приехал на спектакль, после которого отшучивался, что ему аплодировали так, как будто он первый космонавт.

LiveInternetLiveInternet

image Актер, окруженный десятками влюбленных в него девушек, так и не завел близких отношений. А вместо телефонов девушек носил в карманах колбасу для бродячих кошек и собак. Он родился 1 апреля 1939 года в Москве. Но, рождённый в День смеха, шутить не любил. Да и жизнь прожил такую, что порой не смеяться, а волком выть хотелось. Жизнь наперекор. Наперекор прежде всего самым близким людям, не понимавшим его страстей и увлечений. Жизнь, в которой были и слава, и признание коллег, и море поклонниц. Жизнь, закончившуюся абсолютным, космическим одиночеством.

image Сцена из спектакля Московского Академического театра им. Моссовета по пьесе А. Штейна «Поющие пески». 1977 г. Ролей в кино он сыграл достаточно много, но полюбили его за военную ленту 1967 г. режиссёра Ивана Лукинского «Взорванный ад» по пьесе Афанасия Салынского «Камешки на ладони». Бортников сыграл в ней главную роль — военнопленного Николая Вережникова, сумевшего выйти победителем в сложной игре немецкой и советской военных разведок. По сюжету бывших советских разведчиков, содержащихся в концентрационном лагере и завербованных Германией, доставляют в школу немецкой разведки. Экс-сотрудники советской разведсети проходят у немцев специальное обучение — их планируют для заброски в Советский Союз. В группе оказывается и Вережников, который вопреки планам фашистов начал собственную игру, помешав будущей операции Германии.

image Сцена из спектакля «Аплодисменты» по пьесе Александра Штейна. Нина Дробышева и Геннадий Бортников. Московский академический театр имени Моссовета. 1967 г. После выхода на экраны фильма Бортников — высокий, харизматичный красавец с низким голосом — в одночасье стал мечтой советских женщин. Но гораздо больший ажиотаж вызывали спектакли с его участием в Театре Моссовета. Вечерами возле служебного входа Бортникова поджидали десятки поклонниц. Постановки с участием артиста (он играл Раскольникова в «Петербургских сновидениях» по Достоевскому, Дона Карлоса в одноименном спектакле по Шиллеру, Антонио в «Венецианском купец» Шекспира) и раньше пользовались успехом у публики. А тут «на Бортникова» стало не достать билеты. Практически все места в зале были заняты женщинами, внимающими каждому слову актёра. Благосклонно относились к нему и коллеги по театру, а ведь дамы это были очень непростые — Фаина Раневская, Любовь Орлова, Серафима Бирман. Тем не менее, красавец-актёр по-прежнему оставался один, хотя был окружён влюбленными в него дамами. Друг артиста Евгений Ковалёв рассказывал, что Бортников был крайне скуп на откровения, никогда не посвящал других в тайны личной жизни. Да и вряд ли она у него вообще была… «Если его спрашивали о женщинах, то он спокойно говорил на эти темы, как будто это и не его вовсе спрашивают, — вспоминал друг артиста. — Было видно, что таким образом он пытался скрыть свою боль. Ведь он ничуть не был обделен женским вниманием. Он просто никому не верил, боялся, что его мир кто-то разобьет или что его предадут. Даже тех, кто проявлял к нему искренний интерес, он не впускал в свою душу».

image Заслуженный артист РСФСР Геннадий Бортников и его живописные работы. 1973 г. По предположению Ковалёва, Бортников боялся, что его будут любить за славу и кинороли, а вовсе не за то, какой он человек на самом деле. «Была одна девушка, которая в нем души не чаяла, и он даже на миг растаял, — рассказывал друг актера Ковалёв. — Но на следующий день решил не заниматься самообманом и разорвал зарождающиеся отношения».

image Между монастырем и суворовским училищем Возможно, одной из причин, заставлявших Бортникова сторониться любви, была детская травма — в очень раннем возрасте (ему было всего 7 лет) он потерял мать. И всю жизнь потом опасался, что также внезапно и фатально его оставит и любимая женщина, предполагали друзья звезды. Возможно, душевную травму усугубило еще и глобальное непонимание со стороны отца. Военный, летчик, авторитарный человек, он предпочитал выстраивать судьбу сына в соответствии со своими представлениями. Парень был артистичен, прекрасно рисовал, но отец отправил его на учебу в машиностроительный техникум. Геннадий сперва подчинился воле отца, но потом не выдержал, забрал документы и пошел поступать в художественное училище. Дома грянул скандал, закончившися тем, что Геннадий сбежал в… монастырь. Отец был вынужден уступить воле сына, хотя и предпринял еще одну попытку перенастроить судьбу парня и отправить его в суворовское училище. Но и этот номер не прошёл, и Геннадий стал студентом Школы-студии МХАТ.

image Одиночество знаменитого актёра, не имевшего ни семьи, ни близких, ни надёжных друзей, скрашивали только кошки. Однажды артист вместе со своим родным театром оказался во Франции на гастролях. Принимающей стороне настолько понравилась игра советской звезды, что ему предложили остаться во Франции и пообещали главные роли в театре. Бортников ответил: «Мне не на кого оставить моих кошек». По воспоминаниям коллег, Геннадий Леонидович всегда носил в карманах кусочки колбасы, чтобы подкормить бродячих собак и кошек. С годами артист стал меньше играть в кино. Геннадий Леонидович однажды сказал в телепрограмме: «Для кинорежиссеров я был романтическим героем и остался им. Время шло, многое изменилось, нужен был социальный герой, поэтому мой оказался невостребованным». На самом же деле, по воспоминаниям Ковалёва, Бортникову не нравились возрастные персонажи, которыми его видели режиссёры в своих фильмах. «То, что Гене не предлагали роли — неправда, — рассказывал Ковалёв. — Его звали, но только на роли отцов и дедушек. А ему было психологически сложно перейти из одного возрастного амплуа в другое. Душой он был вечно молод. И это страшно, когда человек в 50 лет пытается быть молодым. Однажды он обмолвился: «Смотрю в зеркало и не понимаю, кто в нем? Где я-то? Хотя стою напротив зеркала я». Получив предложение сыграть чьего-то отца в очередном проходном фильме, Бортников приходил в негодование. Таких героев он называл стариками, хотя сам был тоже не мальчиком, актёру было за 60…

image Простой в профессии, пусть и по собственной воле, артист воспринимал как личную драму. Он всё больше уходил в себя, стал редко выходить из дома, коротая вечера со своими кошками. Умер Бортников в конце марта 2007 года в полном одиночестве в возрасте 67 лет от обширного инфаркта.

Личная жизнь Геннадия Бортникова

Актер всего себя отдавал сцене, активно работал в кино и на радио. Невзирая на популярность у женщин и сумасшедший успех, Геннадий Леонидович был одинок. Он никогда не был женат, не имел детей, по крайней мере, официально. Даже после его смерти многие друзья говорили, что врачи поставили диагноз, связанный с инфарктом, но на самом деле – актер ушел из жизни от одиночества.

По жизни Геннадий Бортников имел свои странности. Он был практически не приспособлен к быту, совмещал актерскую работу с живописью. Рисовал картины, которые просто раздаривал друзьям и знакомым. Актер совсем не думал о финансовой стороне жизни, не расстроился, когда при распределении дачных участков на нем закончилась очередь, и даже не приватизировал собственную квартиру. Зато артист очень любил собак и постоянно подкармливал бездомных животных.

О его натуре говорит и тот факт, что когда главную роль в пьесе «Последняя жертва» (которую долгое время играл Бортников) режиссер отдал Старыгину, Геннадий Леонидович после спектакля зашел с цветами в гримерку и поздравил своего коллегу от всей души.

Советские знаменитости нетрадиционной ориентации

Человеку, непохожему на других, часто приходится нелегко — общество редко относится к чужим особенностям спокойно. Каково же приходилось гомосексуалам в Советском Союзе, где существовало уголовное преследование геев… Ориентация многих творчески одаренных людей СССР стала причиной их трагедий.

image

Рудольф Нуреев

1938 — 1993

image

Великий танцор, легенда балета был невыносим в общении. Но из-за таланта и, главное, силы воли ему прощали несносный характер. Однако советскую власть гений балета раздражал, и уж чего точно не могли ему простить, так это сексуальной ориентации. Во время гастролей труппы Кировского (Мариинского) театра в Париже за Нуреевым была послана слежка КГБ, которая подтвердила, что «Рудольф Хамитович, несмотря профилактические беседы, встречается с гомосексуалистами».

После парижских концертов труппа улетала в Лондон, однако Нурееву было сказано возвращаться в Союз — якобы для выступления в Кремле. Конечно, танцор понимал, что на родине его ждут вовсе не овации, и был прав: Нуреев был заочно приговорен к тюремному заключению с конфискацией имущества. В аэропорту Парижа за пару часов до вылета Нуреев совершил легендарный «прыжок к свободе», вырвавшись от провожатых и буквально упав в руки французских полицейских. Позже этот прыжок Нуреев успешно обыграл в своих партиях.

В Европе Нуреева ждали 32 года вольной жизни: он гастролировал, давал по 300 спектаклей в год, завоевывал поклонников, богател — и любил. Нурееву приписывали связи с Ивом Сен-Лораном, актером Энтони Перкинсом (также скончавшимся от СПИДа), балетными танцорами и дирижерами.

Подозревать о своем диагнозе Нуреев начал в 1984 году и тогда же сдал анализ крови. ВИЧ подтвердился, причем диагностика показала наличие вируса в крови уже несколько лет. Тогда о болезни было известно крайне мало: танцор начал лечение не сразу и принимал экспериментальные лекарства, но все же год за годом продолжал угасать. Нуреев танцевал, пока ему хватало сил, хотя выступления все чаще истощали его, что не могли не замечать едкие критики. В последние годы своей жизни работал как дирижер. Нуреев умер в Париже 6 января 1993 года.

Георгий Милляр

1903−1993

image

«Вся нечистая сила нашего синематографа» — так актер называл сам себя. Нередко в картинах Милляр исполнял сразу несколько ролей. Например, в «Василисе Прекрасной» он играл и старика-отца, и Бабу Ягу, а в «Королевстве кривых зеркал» — наиглавнейшего церемониймейстера и королеву!

Георгий Милляр, урожденный де Милье, родился в семье аристократов — французского инженера Франца де Милье и наследницы иркутского золотопромышленника Елизаветы Журавлевой, овдовевшей, когда Георгию было три года. Мальчик воспитывался гувернантками, изучал музыку и языки. Милляр свободно владел немецким и французским языками, но в советское время не афишировал это. В 1917 году он с матерью остался без средств, их московскую квартиру превратили в коммуналку, выделив семье одну комнату, а дом в Геленджике, где вырос артист, отобрали.

Окончив школу, Георгий изменил фамилию Милье, чтобы не вызывать лишних вопросов, и вернулся в Геленджик, где прошло его детство. Там он дебютировал на сцене очень неожиданным способом: устроившись в театр бутафором, однажды уговорил руководство позволить ему подменить заболевшую актрису, игравшую Золушку! Милляр начал работать на сцене, после перебрался в Москву в театр им. Маяковского, стал пробоваться на роли в кино и в итоге начал работать с Роу в его сказках, которые и принесли артисту славу. При этом Милляр продолжал жить с матерью в коммуналке и не заводил романов.

Вокруг отсутствия личной жизни у актера ходили разные слухи. Одни списывали это на травму молодости из-за измены первой жены, другие говорили, что Милляра не интересовал брак, так как он знал, что не может иметь детей. Конечно, актеру также приписывали и любовь к мужчинам. Реклама

В итоге Милляр женился в 65 лет — на своей соседке по коммуналке, с которой дружил много лет. До конца жизни супруги сохранили теплые отношения.

Юрий Богатырёв

1947 -1989

image

Отрицание собственной природы довело известного актера до депрессии и, как следствие, алкоголизма. Артист, по словам его друзей и коллег, завязывал отношения с мужчинами, но это только мучило Богатырева, который крайне болезненно воспринимал свою особенность. Успешные работы в кино — «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Два капитана», «Родня» — не делали Богатырева счастливым.

Актер был одинок, остро переживал обиды, боролся со своей нежной натурой. В итоге война с самим собой закончилась поражением. Зависимость от спиртного в сочетании с антидепрессантами стала причиной сердечного приступа — Богатырев погиб всего в 41 год.

Сергей Параджанов

1924 — 1990

image

Знаменитый советский режиссер был бисексуален: Параджанов был дважды женат, но не отрицал связей с мужчинами. При этом своих женщин режиссер любил искренне и нежно, а вторая супруга поддерживала Параджанова в период его тюремного заключения. В 1974 году он был осужден по статье «Мужеложство» и провел в колонии 4 года. Четыре кошмарных года, в течение которых от отчаяния и ужасов тюрьмы пытался покончить с собой. Статья осужденного Параджанова не оставляла ему шансов на зоне: режиссера унижали и пытали сокамерники, начальство морило голодом и принуждало к тяжелой работе.

В заключении Параджанов заболел сахарным диабетом. Все это время режиссера активно поддерживали его знаменитые коллеги и друзья: Андрей Тарковский, Лиля Брик, Юрий Никулин, Жан-Люк Годар, Федерико Феллини, Лукино Висконти, Роберто Росселлини, Микеланджело Антониони, Бернардо Бертолуччи, Роберт де Ниро, Джон Апдайк, Ирвинг Стоун.

После выхода на свободу режиссеру было запрещено жить в Москве, Киеве, Ленинграде и Ереване, поэтому Параджанов вернулся в Тбилиси, где родился и вырос.

Геннадий Бортников

1939 — 2007

image

Известно, что в середине 60-х во время театральных гастролей в Париже Бортников общался со знаменитым хореографом Сержем Лифарем, любовником мецената Сергея Дягилева. Коллеги актера беспокоились, что эта связь может отразиться на карьере Бортникова на родине, но тот никогда не давал поводов обсуждать свою личную жизнь — он жил тихо и скромно. Хотя в театральной среде ходили слухи, что в студенческие годы из-за любви к Бортникову покончил с собой его однокурсник.

Post Views: 593

В зените славы

Успех сопутствовал актеру с самого начала творческого пути. Однажды на глаза французскому продюсеру попался спектакль «В дороге», где Бортников играл главную роль. Француз заявил, что это гениально и он хочет повезти работу на Фестиваль наций в Париж. На то время это был рискованный шаг, ведь чиновники планировали отправить на конкурс более патриотичную работу.

«Пан или пропал» – этим принципом руководствовался актер Геннадий Бортников. Жена одного из друзей вспоминает, что сам артист сказал: «Если я оказался в Париже, должен познать все». Случилась даже казусная история с французской полицией. Геннадий со знакомым решили ночью обследовать Нотр-Дам, который был на реставрации. Пока они по строительным лесам пытались забраться внутрь, появились стражи правопорядка и задержали их. Выручил актера французский товарищ, который посоветовал ему молчать, тем более не говорить, что он из СССР, а полиции объяснил, будто бы его друг просто «не в себе».

Юлия Лемигова

image

Девушка родилась в семье полковника. В 1989 году стала финалисткой конкурса «Московская красавица», через год занимает второе место на конкурсе «Мисс СССР», а еще через год становится обладательницей звания вице-мисс на конкурсе красоты в Лас-Вегасе «Мисс Вселенная». После этого Юлия эмигрирует в Париж и начинает встречаться с французским банкиром Эдуаром Стерном. У них родился сын Максимилиан, который вскоре умер при невыясненных обстоятельствах. Затем был убит Стерн, Лемигова долго была под следствием, но потом выяснили, что она не имеет никакого отношения к этому убийству. В 2000-х годах Юлия знакомится с известной теннисисткой Мартиной Навратиловой, они начинают жить вместе. С 2014 года девушки становятся официальными супругами, пара зарегистрировала отношения в Нью-Йорке.

Инновационную «маску» для автомобиля против Covid разработали для «Хонды»

Дмитрий Дюжев вернется в «Танцы со звездами», когда решится вопрос с оценками

Светлане Жильцовой уже 84 года: как ведущая КВН выглядит сегодня

Почести

Кроме народной любви и уважения критиков, Геннадий Леонидович Бортников в 1973 году получил звание заслуженного артиста РСФСР. За несколько лет до этого актер стал лауреатом премии критиков и публики за спектакль «В дороге» (Фестиваль наций, Париж, 1966 год). Звание «народный артист Российской Федерации» талантливый театрал получил в 1993 г.

Юрий Богатырев

Этот знаменитый актер был известен в основном по фильмам Никиты Михалкова. Первый успех к Богатыреву пришел тогда, когда он сыграл главную роль в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих». Затем пошли фильмы «Два капитана», «Родня» и много других интересных ролей не только в кино, но и в театре. Проблемой Юрия всегда была его непохожесть на других мужчин. С самого детства артист чувствовал в себе это женское начало, которое не давало ему покоя. Он очень переживал свое необычное состояние и всячески скрывал нетрадиционную ориентацию.

В 1988 году Богатырев был удостоен звания Народного артиста РСФСР, а через несколько дней уже был найден в своей квартире с сердечным приступом. Перед этим артист стал много пить, принимал антидепрессанты. Врачи не знали этого и сделали ему укол клофелина, который оказался для Юрия смертельным. Ему был сорок один год.

Закат карьеры

Даже сегодня можно отыскать записи легендарных спектаклей Геннадия Бортникова, хотя за их распространение актер не получил абсолютно никакой финансовой компенсации. Причем распространялись они по пиратской схеме, без его участия. Материалы продавались, и довольно неплохо. После того как артист узнал об этом, он даже не расстроился.

В свое время Бортников имел колоссальный успех, что немного вскружило ему голову. За свою игру он получил похвалу от самой Марецкой, которая редко кому оказывала подобную честь. Актеру даже разрешалось опаздывать на репетиции, чем он иногда пользовался.

Творческая жизнь артиста условно разделена на две половины, как спектакль – до антракта и после него. Взлет карьеры обусловлен сотрудничеством с Ю.А. Завадским (режиссер Моссовета). Он все работы подбирал под своего любимого героя, Геннадия Бортникова. После смерти Юрия Алексеевича творчество актера начало угасать. Он продолжал играть в спектаклях и сниматься в кино, но это уже было похоже больше на автоматизм.

Угасание

Вполне возможно, что Геннадий Леонидович не мог найти амплуа, соответствующее его возрасту. По натуре он был романтичным, не всегда понимал, что такое современность, да особо и не старался понять. Такие слова о нем сказала Вульф.

Кроме того, она отметила, что последние два десятка лет своей жизни актер почти ничего не играл. Были спектакли «Прихоти любви, или Капризы Марианны», еще несколько небольших работ, которые больше походили на провал, к сожалению. В кино также работ практически не было, появилось ощущение, что Геннадий Бортников, актер, блиставший многие годы, оказался никому не нужным. Хотя сам артист умирать не собирался, он жаждал быть востребованным, имел желание играть.

Уход из жизни

Заслуженный и народный артист России родился первого апреля. Незадолго до кончины актер признался, что очень любит различного рода розыгрыши, пообещал придумать что-нибудь новенькое. Получилось так, что девять дней с момента его кончины пришлись на первое апреля 2007 года.

Геннадий Бортников, могила которого находится на Введенском кладбище, надолго останется в памяти коллег по цеху, друзей и миллионов поклонников. Фактическая дата смерти актера – 24 марта 2007 года.

Рудольф Нуриев

Первый советский «невозвращенец» поначалу служил артистом Ленинградского театра оперы и балета. Там он вел обычный для себя образ жизни человека, который не скрывал свою ориентацию. По словам очевидцев, он даже целовался с курсантами-суворовцами прямо через забор их училища. Затем Рудольф решил иммигрировать из страны и получить политическое убежище во Франции. 23-летний парень угрожал покалечить себя ножницами, когда его пытались задержать и отправить на родину. В Париже Нуриев сделал головокружительную карьеру, его любовниками были коллеги по цеху американец Роберт Трэси и датчанин Эрик Брун. Умер артист от СПИДа, похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

Эпилог

За свою жизнь Геннадий Леонидович Бортников познал колоссальные взлеты и падения, в его жизни было много триумфа. Но не меньше боли, одиночества и горечи забвения. Тем не менее актер до последней минуты жизни просто жил театром. О таких людях говорят, что он был женат на своей работе. Действительно, узами брака актер себя ни разу не связывал, понимая, что такое испытание под силу далеко не каждой женщине.

Сухие факты

Биография актера в нескольких строках (общие факты и события):

  1. Дата и место рождения – 1.04.1939 года, Москва (РСФСР).
  2. ФИО при рождении – Бортников Геннадий Леонидович.
  3. Основная профессия – актер театра и кино.
  4. Гражданство – СССР, РФ.
  5. Место работы – театр имени Моссовета.
  6. Семейное положение – не был женат, детей нет.
  7. Увлечения – живопись, режиссерская деятельность, радио.
  8. Награды – заслуженный и народный артист России, лауреат премии зрителей и критиков во Франции на Фестивале наций.
  9. День и место смерти – Геннадий Бортников скончался 24 марта 2007 года (67 лет) в Москве. Похоронен он на Введенском кладбище.

Все эти сухие цифры стоят за активной творческой жизнью великого артиста, которому поклонялись миллионы зрителей.

Сергей Параджанов

Армянин по происхождению, Саркис Параджанян известен по своим произведениям «Тени забытых предков» и «Цвет граната». Он был режиссером, сценаристом, художником, лауреатом множества премий Украинской и Армянской ССР и Советского Союза. Сергей выступал против цензуры, критиковал правительство и советский режим. Был осужден по статье за мужеложство на четыре года. Скончался режиссер от рака легких во время съемок очередного фильма, ему было шестьдесят шесть лет.

Интересные стрижки с эффектом градуирования: 10 вариантов «лесенки»

Золото в слитках: формирование привычки экономить не должно быть быстрым

Горбушку или мякиш: какую часть хлеба чаще всего выбирает счастливый человек

Ссылка на основную публикацию
Похожее